Объем масла в кпп шевроле лачетти 1.4. Шевроле Лачетти — замена масла в механической и автоматической коробках передач. Выбираем масло перед заменой
О необходимости замены масла в коробке передач Шевроле Лачетти концерн Дженерал Моторз не говорит практически ничего. В поддоне КПП нет даже сливного отверстия, что значит - масло менять только при крайней необходимости после ремонта коробки. Тем не менее трансмиссионное масло, как и моторное, со временем теряет свои свойства - вязкость, моющие свойства, смазывающие свойства. Выходит, что замена масла в коробке передач Лачетти всё-таки необходима. Какое масло выбрать, как проверить уровень, когда менять, разбираемся вместе.
Алгоритм замены масла в МКПП на Шевроле Лачетти
В процессе замены масла в МКПП.
Кроме стандартного набора инструментов и ёмкости для слива масла, необходимо будет использовать для залива либо заправочный шприц, либо специальную воронку с длинным шлангом.
Сначала необходимо прогреть двигатель!
Перед сливом старого масла двигатель необходимо прогреть до рабочей температуры и установить автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Процесс замены масла в МКПП Лачетти ничем не отличается от замены трансмиссионки на других автомобилях, разница только в том, что здесь нет сливного отверстия, поэтому для слива придётся откручивать поддон коробки.
Замена выполняется в такой последовательности:
- Устанавливаем прогретый автомобиль на смотровую яму или на эстакаду (подъёмник).
- Открываем капот, находим сапун и отворачиваем его. Это нужно для того, чтобы масло слилось максимально.
- Из-под машины отворачиваем пробку контрольного отверстия на коробке передач.
- Устанавливаем ёмкость для отработанного масла под поддоном КПП.
- Накидным ключом на 13 ослабляем, но не откручиваем полностью болты крепления поддона.
Болты поддона.
- Поддеваем отвёрткой с широким шлицом поддон, масло начнёт сливаться.
Потекло масло из МКПП.
- Выкручиваем болты крепления поддона полностью и снимаем поддон с остатками масла.
Поддон снят. Можно осмотреть внутренности коробки.
- Даём маслу полностью стечь. Это может занять несколько минут.
- Очищаем плоскость прилегания на картере коробки и на поддоне как можно тщательнее.
Очищаем поддон.
- Промазываем герметиком плоскости прилегания картера и поддона.
Наносим герметик. Много не надо.
- Устанавливаем новую прокладку, поддон и затягиваем болты крепления. Герметику может понадобиться некоторое время, чтобы затвердеть. Об этом должно быть написано на его тюбике или упаковке.
- Из-под капота с помощью заправочного шприца через отверстие сапуна заливаем новое масло до тех пор, пока масло не покажется через контрольное отверстие.
Льём масло в заливное отверстие.
- Устанавливаем сапун на место, проверяем уровень масла и закручиваем пробку контрольного отверстия.
Со временем, после небольшого пробега, нужно убедиться, что прокладка поддона не пропускает новое масло. Замена масла завершена, осталось проверять его уровень каждых 15 тысяч км и быть спокойным за коробку передач тысяч 80–90. Удачной всем замены и чётких включений передач!
Нормативы замены и контроля масла
Практически на каждой упаковке трансмиссионного масла указан срок его годности, в среднем, это 5–6 лет.
Внешний вид старого грязного масла из МКПП.
Дженерал Моторз со своей стороны говорит о том, что масло залито в коробку на весь срок эксплуатации автомобиля и подлежит замене только при условии проведения ремонта КПП.
Вместимость и объёмы
Шприц и масло.
В коробку передач Лачетти помещается около 1,8 л масла, но завод рекомендует заливать не более 1,6 л , объясняя это тем, что нагрузка на сальники будет слишком высокой, а это может привести к их протеканию и выходу из строя.
Проверка уровня масла
При этом необходимо проверять уровень трансмиссионки не реже, чем раз в 15 тысяч км.
Большинство же владельцев Лачетти всё-таки отдают предпочтение замене масла в коробке с периодом 80–90 тысяч км. В среднем, раз в два года.
Теперь осталось проверить уровень масла. Сделать это можно только на подъёмнике или же на смотровой яме.
- Контрольное отверстие находится сбоку картера в районе шарнира равных угловых скоростей с правой стороны.
- Пробка откручивается, после этого из отверстия должно показаться или начать вытекать масло. В этом случае уровень считается нормальным.
Какое масло выбрать для МКПП на Лачетти?
Liqui Moly очень популярна среди владельцев Шевроле Лачетти.
Любые трансмиссионные масла могут классифицироваться по двум стандартам - SAE и АРI . По первой классификации трансмиссионка обозначается двумя цифрами: первая показывает индекс минимальной температуры, при которой обеспечивается смазка коробки, вторая - это индекс максимальной температуры, при которой масло не теряет вязкость.
К примеру, масло 75W-80 может нормально работать в диапазоне температур от -40 до +35 градусов, а рабочий диапазон масла 85W-90 - от -12 до +45 градусов.
Трансмиссионную синтетику стоит выбирать с точки зрения климатических условий . К тому же необходимо учитывать, что применять более текучее масло после более вязкого нежелательно, поскольку это может спровоцировать течи сальников и прокладок КПП.
Также понадобится и прокладка поддона.
По стандарту АРI трансмиссионные масла для механических коробок передач индексируют литерами GL и одной цифрой от 1 до 5. Каждое из масел имеет разные противозадирные и противоизносные присадки.
Следовательно, для МКПП Лачетти вполне подойдёт масло стандартов SAE 75W-90, API GL4 . Производитель масла не играет особой роли, здесь можно выбирать на своё усмотрение.
К примеру, хорошо отзываются о маслах:
- Castrol TAF-X, Ravenol 75W90 GL4,
- фирменное заводское GM 75W-90
- Castrol Syntrans 75W90.
Кроме масла для замены будет необходимо купить новую прокладку поддона КПП (в зависимости от года выпуска в прокладке может быть как 10, так и 11 отверстий), а также герметик и найти тару, куда масло будет сливаться.
Сегодня мы поговорим о масле, вернее о его замене. Я расскажу вам о том, как заменить масло в коробке передач на Chevrolet Lacetti своими руками. Если вам это интересно, тогда читайте дальше...
4. Подставьте тару под сливное отверстие и слейте старое трансмиссионное масло, затем ключом на "13" открутите пробку контроля масла, как я уже говорил, располагается она справа возле крепления полуоси с КПП.
5. Слейте масло, после чего открутите крышку поддона, которая крепится на 10-ти болтах под ключ на "13".
Внимание: При откручивании крышки, будьте предельно осторожны, чтобы не обжечься горячим маслом!
6. После того как крышка снята, производим визуальный осмотр масла, крышки, и улавливающих магнитов. В идеале масло должно иметь светлый коричневатый цвет, без запаха гари и на дне поддона не должно быть никаких грубых осколков или стружки. Если таковые имеются, желательно установить причину и происхождение оных, для этого, скорее всего, придется ехать к специалистам на сервис.
7. Установите новую прокладку если старая пришла в негодность, нанесите тонким слоем герметик и установите поддон на место.
8. Залейте масло в коробку, делать это удобнее всего при помощи специального шприца или при помощи лейки с длинной тонкой трубкой. Лить необходимо до тех пор, пока с контрольного отверстия, которое должно быть открытым, не потечет масло. То есть, как вы понимаете, пробку закручивать нет необходимости. Заливать лучше вдвоем, вы льете, а помощник следит за тем, не полилось ли масло через "контрольку". Когда масло полилось, закручиваем пробку и крепим защиту на место. Собираем инструмент и проверяем уровень масла в коробке.
9. После замены, многие поменявшие, твердят о том, что коробка начинает лучше работать, передачи включаются четче, исчезают рывки и в общем улучшается динамика автомобиля.
На этому у меня все, спасибо за внимание и за то, что посетили . Теперь, когда вы знаете как заменить масло в МКПП на Шевроле Лачетти, вы без труда сможете выполнить эту работу в домашних условиях.
Замена масла КПП Лачетти — это, наверное, самая противоречивая тема. Вопрос замены масла в КПП Лачетти имеет столько разногласий, что его можно назвать лидером по количеству споров владельцев Шевроле Лачетти.
Рассмотрим четыре главных вопроса о замене масла в механической коробке переключения передач.
- Какое масло заливать КПП Лачетти?
- Замена масла КПП Лачетти — как заменить масло в КПП Лачетти?
Стоит ли менять масло в КПП Лачетти?
Этот вопрос самый главный. Мнения автовладельцев разделились — одни меняют масло в КПП, другие принципиально этого не делают. Здесь однозначного ответа нет и не будет и каждый сам решает, что ему делать со своим авто. Я лишь напишу своё мнение, а выбор останется за Вами.
На данный момент времени мы имеем чёткие указания завода-изготовителя, что масло в КПП заливается на весь срок службы автомобиля, и замене, соответственно, не подлежит. О чём, кстати, свидетельствует отсутствие сливной пробки в КПП. Производитель также понятно объяснил, что необходимо каждые 15 тысяч километров проверять уровень масла и, при необходимости, доливать. Также сказано, что в случае ремонта КПП масло необходимо заменить. Но, в свою очередь, не уточняется, что, по их мнению означает «срок службы автомобиля».
По неофициальным данным срок службы автомобиля на западе составляет примерно семь лет (по 35 тыс.км. пробега в год). Потом эти автомобили оказываются у нас и мы безумно радуемся, что удалось купить практически новый автомобиль за копейки))) И будет это авто кататься у нас по стране ещё лет двадцать-тридцать! А что там будет с этим маслом одному Богу известно.
В тот довод, что технологии производства смазочных материалов ушли далеко вперёд, как-то слабо верится, когда берёшь канистру с маслом и читаешь там, что срок годности 5 лет! И это срок хранения, а не эксплуатации. По этому факту можно сделать вывод, что масло менять конечно желательно не дожидаясь ремонта.
Тем более у каждого масла имеется свой срок эксплуатации. Например, синтетическое масло может прослужить 120-150 тыс.км., а минеральное желательно менять через 50-60 тыс.км. Полусинтетические варианты находятся где-то по середине.
Поэтому любой автовладелец, уважающий свой автомобиль, должен менять масло в КПП регулярно.
После замены сразу стало заметно, что коробка работает легче, особенно в мороз. Но это в большей степени произошло не просто от замены, а от того, что я залил масло с другим индексом вязкости.
Какое масло заливать в КПП Лачетти?
Все трансмиссионные масла классифицируются по двум, независимым друг от друга, группам.
По индексу вязкости — SAE
По рабочим параметрам — API
Классификация по вязкости SAE
По данной классификации, выделяются 9 степеней вязкости масел для механических трансмиссий: зимние – 70W, 75W, 80W, 85W, летние – 80, 85, 90, 140 и 250. Если смазочный материал подходит для обоих сезонов, его маркировка включает комбинацию двух цифр: SAE 75W-85 и т. п. Большее применение приобрели именно всесезонные трансмиссионные масла.
Диапазоны применения трансмиссионных масел | ||
Минимальная температура обеспечения смазки узлов, °С | Класс по SAE | Максимальная температура окружающей среды, °С |
-40 | 75W-80 | 35 |
-40 | 75W-90 | 35 |
-26 | 80W-85 | 35 |
-26 | 80W-90 | 35 |
-12 | 85W-90 | 45 |
Идеальным для Лачетти, с моей точки зрения, либо 75W-90, либо 75W-80.
Классификатор по API
Назначение, качество и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел описывает классификатор API. Принцип деления в данной системе основан на конструктивном использовании смазки и условий ее применения. Также API учитывает содержание противозадирных и противоизносных присадок в смазывающем веществе. Трансмиссионные продукты получили обозначение API GL с добавлением цифры 1…5. Следовательно, все смазки для узлов трансмиссии классификатор делит на 5 групп
Не буду описывать все пять групп. Скажу лишь то, что для Шевроле Лачетти нужно использовать только API GL-4. Не стоит брать API GL-5, поскольку в нём большее содержание серы, которую «не любят» синхронизаторы в КПП!
В общем, для Лачетти получается вот такой вариант: SAE 75W-80(90) API GL-4. Производителя выберете сами.
При очередной замене я выбрал синтетическое масло SP Gear 1051 75W-80, чтобы избавиться от задубевшей КПП при сильном морозе.
Выбрал его по нескольким причинам:
- Довольно бюджетная цена, как для синтетики в 270 грн. (около 10 американских денег) за литр.
- Предназначено для опелевских КПП. Номерок масла GM 1940750 /1940759
- Ёмкость имеет довольно удобный «носик», что позволяет заливать масло хоть через отверстие уровня, хоть через сапун без применения шприцов, леек, шлангов и прочего шаманства
Описание к маслу гласит нам следующее:
SP Gear 1051 - синтетическое трансмиссионное масло премиум-класса, специально разработанное для механических коробок передач, устанавливаемых, в числе прочих, на автомобилях марок Nissan, Opel, Renault и Volvo. Специальный подбор синтетических базовых масел и особых присадок обеспечил следующие свойства:
- плавное и удобное переключение передач как при высоких, так и при низких рабочих температурах
- высочайшая стойкость к окислению: длительный срок службы и длительная защита от воздействия высоких рабочих температур
- высокая плавность работы синхронизаторов коробки передач: — беспроблемное переключение передач и оптимальная защита от износа в суровых условиях эксплуатации благодаря наличию противозадирных присадок
- высочайший уровень защиты от коррозии и пенообразования
На самом деле замена масла КПП Лачетти не вызовет трудностей, но нужна смотровая канава, либо эстакада.
Заезжаем на эстакаду и считаем количество болтов, которыми крепится крышка дифференциала. Их может быть либо 10, либо 11. В зависимости от количества болтов будет ясно, какую прокладку купить! 10 болтов ставили на ранние Лачетти, а 11 начали ставить на более поздние.
Номерки прокладок:
- GM 96179241 — 10 болтов
- GM 96829393 — 11 болтов
Едем в автомагазин и покупаем новую прокладку, два литра масла. Желательно также приобрести герметик. Хотя он там на самом деле и не нужен. Это больше для самоуспокоения.:-) Скажем так — если Вы взяли оригинальную прокладку, то герметик не нужен. А если взяли аналог, то можно подстраховаться герметиком.
Также можно купить специальный шприц для заливки масла. Если шприца нет, то можно использовать обычную лейку со шлангом подходящего диаметра.
Едем обратно на эстакаду. Берём широкую ёмкость для слива масла, головку на 13, плоскую отвёртку, щетку по металлу, чтобы очистить грязь с головок болтов и лезем под машину.
Но не все. Два болта до конца не откручиваем, чтобы масло не плюнуло на нас со всей силой.
Монтируем ёмкость для слива старого масла. Отвёрткой слегка (чтобы масло резко не полилось) поддеваем крышку
Ждём пока масло стечёт из щели и снимаем крышку, отварачивая последние два болта.
Любуемся на устройство КПП
Но ёмкость для отработанного масла не спешим убирать.
Берем домкрат и поднимаем левую сторону автомобиля. Так сольется ещё довольно прилично масла.
После этого можно ёмкость убирать
Отворачиваем заглушку контроля уровня масла. Она расположена не совсем удобно
Но выкрутить её не очень сложно. Кстати, вот статья об устройстве
В пробке находится магнит. Его необходимо очистить. Вот такой красивый букет
Вот так выглядит очищенный магнит
Очищаем крышку дифференциала и место прилегания прокладки на КПП
К слову сказать, это самый нудный и длительный этап в процедуре замены масла в МКПП. Но упорство и труд всё протрут. Вот дотерли до значка Дэу
Устанавливаем новую прокладку и прикручиваем крышку. Заглушку пока не закручиваем.
Затягивать болты крышки дифференциала следует с усилием 30 Н*м и желательно по спиральной схеме.
Я вот нарисовал циферками последовательность закручивания болтов
Если провести воображаемую линию последовательности, то можно заметить, что она напоминает спираль. Именно поэтому её так и называют — спиральная.
Вылезаем из-под машины, открываем капот и находим «сапун» на коробке. Он находится в доступном месте и виден хорошо

Выкручиваем его ключом на 17 мм
Его необходимо промыть, чтобы всё было тип-топ
Пережимаем пальцами «носик» бутылки, переворачиваем бутылку и вставляем «носик» бутылки в отверстие, куда был закручен сапун и заливаем свежее масло
Льём до тех пор пока из отверстия контроля не польётся масло. Эту процедуру лучше проводить вдвоём. Один заливает, а второй (или вторая) смотрит, когда из контрольного отверстия потечёт масло. Но можно и одному.
Я поставил экшен камеру под автомобиль и подключился к ней со смартфона по Wi-Fi. Заливаю масло, а на экране смартфона наблюдаю за контрольным отверстием.
Очень удобно, скажу я Вам
Теперь закручиваем заглушку и сапун на место.
Защиту двигателя сразу не устанавливал. Поездил до вечера, проверил, что нет нигде течи и потом установил защиту на место.
Замена масла КПП Лачетти завершена..
Ещё возникает такой вопрос — Сколько масла нужно заливать в КПП Лачетти?
Всё дело в том, что производитель даёт чёткий объём заливаемого масла — 1.8 литра. А по факту влазит только, примерно, 1.6 литра! Что же делать? Одни доливают эти двести грамм после того, как закрутят заглушку, мотивируя это тем, что так написано или что это масло нужно для шестерён пятой передачи. Вторые не доливают эти двести грамм, чтобы его не выдавило через сальники.
Я отношусь ко второй категории и лью масло только до уровня. Мне кажется, что производитель даёт такой объём для залива в коробку после ремонта или в новую. То есть полностью сухую внутри. А при простой замене масла,всё-равно сколько-то старого остаётся на стенках, на шестернях, на синхронизаторах и т.п. Поэтому моё мнение — есть контрольный уровень, наливай по уровню!
Вот видео процесса замены масла МКПП моего Лачетти
Вот, в принципе, и всё. Если остались вопросы,спрашивайте в комментариях.
Мир Вашему дому и удачи на дорогах!!!
Шевроле Лачетти представляет собой автомобиль компактного класса, разработанный и серийно производимый южнокорейским концерном GM Daewoo и имеющий варианты седан, хэтчбек и универсал.
Автомобиль имеет очень неплохие потребительские качества и получил широкое распространение в нашей стране.
Шевроле Лачетти комплектуется автоматической или механической кпп, правила замены масла для которых имеют определенные отличия непринципиального плана.
Особенности механической коробки передач
В зависимости от модификации мкпп жидкость может заливаться на весь срок службы или же меняется после пробега в 60 – 80 тысяч километров. Среди автолюбителей распространено мнение о необходимости замены дважды за год, то есть заливать в коробку морозостойкий вариант этой жидкости осенью до наступления холодов.
Из-за большого распространения необслуживаемого варианта мкпп затруднительно найти данные по рекомендуемому производителем типу. Обычно для замены используется масло 75W-90. Его хорошие потребительские качества доказаны опытным путем.
Обслуживание трансмиссии автомобиля: заливка и слив смазочной жидкости
Подготовительные операции
Подготовка Лачетти к замене жидкости кпп не отличается большой сложностью, не требует наличия особых навыков, а также применения специального инструмента и сводится к следующим положениям:
Алгоритм замены
Замена выполняется следующим образом:

Ключевые правила обновления трансмисиионной жидкости
Особенности автоматической коробки передач
Трансмиссионное масло для акпп Шевроле Лачетти рассчитано примерно на 80 тысяч километров пробега автомобиля.
Внеплановая замена осуществляется в тех случаях, когда:
- при переключении передач возникают рывки или появляется посторонний неприятный шум;
- уровень опустился до нижней разрешенной отметки;
- появление загрязнений (израсходован ресурс масляного фильтра);
- возникает неприятный специфический запах из коробки (износ фрикционных накладок);
- жидкость приобрела молочный или черный цвет (попадание воды и износ фрикционных накладок, соответственно).
Уровень жидкости в акпп проверятся щупом при прогретом автомобиле и установке коробки в положение «Р».
Замена масла в акпп требует расхода 5 литров этой жидкости. Его тип задается инструкцией по эксплуатации автомобиля. Перелив крайне нежелателен, так как резко увеличивает скорость износа коробки.
Процесс замены
Подготовительные операции для акпп аналогичны машинам с мкпп, а также сама процедура замены производятся практически по аналогичной схеме. Они включают следующие основные шаги:

Частичная замена (доливка)
Особенностью рассматриваемого типа автомобиля является то, что наряду с описанной выше полной заменой для его акпп предусматривается также так называемая частичная замена. При выполнении такой процедуры разборка поддона не производится. При частичной замене масло и жидкость ATF добавляются в коробку до нужного уровня через заливную пробку.
И немного о секретах Автора
Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.
Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Производитель Chevrolet Lacetti подразумевает, что трансмиссии необходима только в случае ремонта КПП. В поддоне не предусмотрено даже сливного отверстия. Но опыт автолюбителей говорит о том, что тяжёлые условия эксплуатации, например, езда по неровным дорогам, пробкам и низкие температуры, быстро изнашивают смазочный материал. Как результат, масло теряет свои защитные свойства, механизм КПП начинает разрушаться. На эксплуатации это сказывается плохим переключением скоростей, стуками и .
Поэтому своевременная замена смазки – это необходимое мероприятие с целью предотвращения появления неисправностей и продления эксплуатационного срока. Неправильно выполненная процедура приводит к повреждению устройства трансмиссии. Лачетти может выполняться как на СТО, так и самостоятельно при наличии небольшой сноровки.
Периодичность замены
Механики рекомендуют проводить замену масла в коробке передач каждые 60 – 70 тысяч километров пробега или через 2 года. Масло МКПП Лачетти быстрее изнашивается при продолжительной езде в условиях зимы. Также необходимо выполнять эту процедуру при появлении функциональных проблем с переключением передач у Chevrolet Lacetti и при значительном уменьшении количества смазки.
Проверка уровня и состояния масла
Проверять уровень масла МКПП Chevrolet Lacetti нужно при каждом ТО, а также, если имеются признаки ухудшения работы. Проверку нужно выполнять на холодной коробке скоростей. Для этого ставят машину на смотровую яму, эстакаду или подъёмник. Снимается защита двигателя. Контрольное отверстие располагается между задней опорой силового агрегата и приводом колеса с правой стороны. Торцевым ключом на 13 откручивается пробка, и оценивается уровень жидкости в трансмиссии. Достаточным считается понижение уровня не больше, чем на четыре миллиметра от края отверстия. При недостатке масла нужно разобраться с причиной утечки и долить требуемый объём.
Какие масла лучше выбирать
Решение о смене старой жидкости сразу может вызвать проблему выбора новой. Дело в том, что производитель не указывает, какое оригинальное масло заливается в механическую коробку переключения скоростей. Какое масло лить? Мнения дилеров по этому поводу разняться. Большинство специалистов рекомендуют заливать стандарта API Gl-4. При отсутствии этого вида залейте аналоги: GM 75W90, Castrol Syntrans 75W90. В механику льём только синтетику для хорошей работы трансмиссии. Трансмиссионного масла в этом случае хватит на более длительный период эксплуатации.
Сколько масла заливать
Для правильного выполнения процедуры следует знать, сколько масла требуется в . По инструкции там должно помещаться 1,8 литра смазочной жидкости. Но полностью сменить смазку можно только при ремонте коробки передач. Когда вручную сливается жидкость, то около 300 грамм остаётся в части конструкции, где находятся шестерни. Поэтому при снятии только нижней крышки потребуется объём масла около 1,5 литра.
Необходимые инструменты
Для проведения процедуры понадобятся стандартный набор автомобильных ключей и герметик. Также для смены будут нужны шприц для заливки масла или приспособление в виде воронки со шлангом, ключ на 13, пустая тара. Работы нужно проводить в защитных перчатках.
Частичная доливка
При обнаружении небольшой недостачи смазочной жидкости следует повысить её объём. Для этого откройте капот, найдите сапун, отверните его. Доливка выполняется через его отверстие с помощью заливочного шприца. Затем нужно сапун возвратить на место.
Полная замена масла
Перед тем как слить отработанную жидкость в КПП Шевроле Лачетти, машину следует прогреть до рабочей температуры. Смена масла в коробке своими руками выполняется на эстакаде, смотровой яме или на подъёмнике. Процедура отличается от других марок тем, что в Лачетти отсутствует сливное отверстие. Замена масла в МКПП Шевроле Лачетти состоит из следующих шагов:

По истечении нескольких дней следует проверить возможные утечки. Далее проверяйте уровень жидкости каждые пятнадцать тысяч километров.