Окисляются клеммы АКБ: причины и что делать. Почему окисляются клеммы аккумулятора и что делать для устранения подобной проблемы? Как очистить клемму аккумулятора от окисления

Окисляются клеммы АКБ: причины и что делать. Почему окисляются клеммы аккумулятора и что делать для устранения подобной проблемы? Как очистить клемму аккумулятора от окисления

Привычка смазывать клеммы аккумуляторов от окисления досталась нам в наследство от наших дедушек.

Попробуем разобраться, насколько эффективна эта мера защиты, стоит ли ее применять на современных автомобильных аккумуляторах вообще.

Почему окисляются клеммы аккумулятора

Не совсем верно называть процесс образования постороннего налета и иных проявлений разрушения поверхности и контактов клемм аккумулятора чисто окислением. В общем случае, это совокупность нескольких химических процессов. Определим главные.

Естественное окисление

Все вещества, находящиеся в воздушной среде, где много кислорода, вступают в процесс оксидирования, или окисления. Свинец, а именно из него выполнены клеммы аккумулятора, с этой точки зрения не очень сильно поддается окислению, есть более «слабые» металлы, взять ту же медь.

Однако неокисленный свинец (блестящий) мы можем наблюдать только во время зачистки аккумуляторных контактов. Уже через несколько минут она начинает темнеть, то есть окисляться.

В естественном окислении свинца нет ничего страшного, пленка оксида свинца очень тонкая, ее легко разрушить, слегка пошевелив клемму. К тому же, допустить 100%-ю защиту от кислорода практически невозможно, разве что поместив аккумулятор в барокамеру. Даже такие густые смазки, как тосол и солидол, пропускают частицы кислорода.

Кислотное разрушение

Этот вид химической реакции приводит к образованию «снежного» белого налета на клеммах аккумулятора. Помимо не вполне эстетичного вида, налет вносит дополнительное переходное сопротивление в месте контакта, ведет к разрушению клемм, может быть причиной утечек.

Откуда берется кислота? В большинстве случаев из аккумулятора. Обслуживаемые аккумуляторы имеют технологические отверстия для заливки электролита и контроля его уровня.

Видео — что делать если окисляются клеммы аккумулятора:

Практически все автомобильные аккумуляторные батареи снабжены системой газоотвода. Если данные зоны негерметичны (газоотвод негерметичен всегда, если к нему не подсоединена газоотводящая трубка), в процессе эксплуатации через них происходит выброс паров электролита.

Особенно это проявляется в теплое время года, хотя под капотом автомобиля оно наступает даже зимой после двадцати минут движения.

Еще более страшен с точки зрения выброса кислоты процесс перегрева аккумуляторной батареи, особенно кипение. Это возможно в следующих случаях:

  • разрушение пластин элементов аккумуляторной батареи;
  • короткое замыкание банок АКБ;
  • неправильный (перезаряд);
  • отсутствие естественного охлаждения АКБ в теплое время года.

Появляющийся белый налет на клеммах аккумулятора представляет хлорид свинца. Это довольно агрессивная среда, особенно для электрических соединений. Если ее вовремя не удалять, она «съест» контакт за пару месяцев, причем таким образом, что восстановлению он может не подлежать.

Солевое разрушение

Российские автодороги до сих пор зимой посыпают солями натрия и калия. Состав современных средств защиты от обледенения это промышленная тайна, по крайней мере, для автолюбителей.

Но все смеси в составе с водяными парами и примесями других веществ, находящихся на дороге, в конечном счете, обволакивают все части автомобиля, в том числе и контакты аккумулятора.

Соль плюс вода – отличный электролит, а где есть электролит, металлы и электрическое напряжение, присутствует процесс электролиза. Он потихоньку разрушает металлические детали.

Разрушить массивную клемму аккумулятора электролизу не по силам, а вот внести изменение в контактную зону удается.

Чистка как метод борьбы

Самый простой и надежный метод – своевременное удаление налета, чистка клемм аккумулятора.

Технический совет: какими бы вы средствами не защищали аккумуляторные клеммы, не реже, чем раз в полгода (лучше на границах зимнего и летнего сезонов), очищайте клеммы механическим способом.

Это убережет вас от проблем с запуском двигателя, процессов утечки и нагревания контактов. Для того, чтобы их очистить, необходимо открутить обжимные болты, лучше полностью, отсоединить клеммы. Затем смочить их спиртосодержащей жидкостью и насухо протереть.

Если таковой не имеется, можно использовать растворитель, разведенный водой. Так более пожаробезопасно, к тому же уменьшается агрессивность растворителя.

Чтобы удалить с клемм возможные остатки въевшейся кислоты, необходимо использовать содовый раствор (столовая ложка соды на стакан воды). Если кислота действительно вступала в контакт с металлом, в процессе обработки смоченной в растворе губкой или ветошью появятся небольшие пузырьки. После промывки содовым раствором необходимо протереть клеммы влажной салфеткой.

Ни в коем случае не следует для очистки применять WD-средства. Они, помимо масла содержат токопроводящие агрессивные чистящие средства неизвестного для потребителя состава. Для обработки электрических контактов WD-средства крайне нежелательны.

Также нельзя использовать для обработки электрических контактов ацетон, он разъедает даже металлы.

Далее очистка ведется с помощью мелкой наждачки, можно на бумажной основе. Предварительную обработку сильнозагрязненных клемм можно произвести металлической щеточкой. В продаже имеются специальные щетки для проведения таких работ.

Видео — как можно очистить клеммы аккумулятора:

Идеальный результат работ – блестящая поверхность, не обязательно идеально ровная. Свинец мягкий материал, поэтому в момент обжима клемм контакты получат максимальное соприкосновение.

После проведения механических работ по очистке возникает естественный вопрос: каким образом сохранить идеальное состояние контактов в период между проведением регламентных работ? Ответ прост: защитить с помощью различных материалов клеммы от попадания агрессивных веществ.

Для этого применяют различные смазки и другие материалы.

Чем смазывать клеммы аккумулятора от окисления

Литол, солидол

Издавна в качестве основных материалов для защиты от агрессивного химического воздействия использовались твердые смазки: литол, солидол, жировая смазка.

Для защиты клемм АКБ, в основном, использовался солидол или литол. Это токонепроводящие смазки.

В результате процессов температурного расширения контактов и механических соединений эти смазки постепенно проникают в межконтактную зону. Со временем она проникают практически во все внутренние полости контактной зоны.

Кроме того, при больших перепадах температур, а также в процессе естественного износа, технические характеристики литола и солидола меняются: они затвердевают. В результате этого одномоментно возможно нарушение электрического контакта.

Рекомендации тем, кто решил использовать литол или солидол: при проведении регламентных работ по чистке контакта (не реже двух раз в год) требуется полная замена смазки, т.е. удаление старой и нанесение новой смазки.

Силиконовая смазка

Великолепная во всех отношениях смазка для проведения обработки электрических соединений. Но только при ее покупке следует обратить внимание, чтобы она была без токопроводящих присадок (производители обычно об это предупреждают на флаконе).

Смазка отличается тем, что не просто задерживает агрессивные среды, она их отталкивает. Это все равно, что шуба, которая отталкивает холод.

Для обработки клемм аккумуляторных батарей смазка подходит только при комплексном применении с другими материалами. Ее наносят на обработанные чистые поверхности, затем приступают к механическому соединению деталей.

Основной недостаток смазки в плане обработки клемм аккумуляторов – текучесть. Со временем силиконовая смазка покидает контакт.

Если вы пользуетесь силиконовой смазкой, необходимо регулярно производить ее впрыскивание, затем ветошью удалять не попавшую на место смазку из приконтактной зоны. Немного хлопотно.

Графитовая смазка

Некоторые автолюбители применяли для обработки контактов АКБ графитовую смазку, обосновывая ее использование токопроводящими свойствами. Однако эта смазка имеет высокое удельное сопротивление и при отсутствии металлического электрического контакта клемм, пропустив высокий ток через себя, может привести к нагреву и даже воспламенению.

Применять графитовую смазку для обработки клемм АКБ нельзя !!!

Специальные средства

Сейчас производится множество средств, специально предназначенных для обработки клемм автомобильных аккумуляторных батарей. Не будем описывать преимущества от использования конкретных марок, производители с этим сами неплохо справляются.

Видео — чем можно смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись (средство МС-1710):

На тюбиках этих средств обработки имеются инструкции по их применению. Конечно, такие средства лучше, чем дедовский солидол, хотя в их основе лежит также масляная среда, как правило, вазелиновое масло.

Очень удобны смазки в виде спрея.

Процесс нанесения защитных средств на контакты АКБ

Определившись с материалом для защитного покрытия, приступают к его нанесению. Для этого сначала производят механическую очистку (смотрите выше).

После того, как клеммы будут очищены, лучше произвести предварительную обработку контактных зон силиконовой смазкой.

Какой лучше? Здесь мнения автоэлектриков расходятся. В пользу первого говорит факт, что под клеммой в любом случае есть воздушные полости, если в эти места попадет смазка, будет только лучше.

Однако, если производить частое отсоединение клемм, например, для подзарядки аккумуляторной батареи, лучше под клеммы смазку не наносить.

При использовании фирменных смазок в инструкции будет указан способ их нанесения.

Часто причиной проблем при пуске двигателя становится не разряженный аккумулятор или сломанный генератор. Автомобиль может не завестись из-за банального окисления клемм. Бело-голубые, похожие на изморозь кристаллики окисла создают большое сопротивление между клеммой и выводом , в результате чего много энергии теряется впустую.

Как правило, окисел образуется из-за попадания паров аккумуляторной кислоты на свинец. Она может испаряться из микроскопического зазора между выводами и корпусом АКБ, а может выделяться из пробок. Стоит обратить внимание, если на клеммах образуется много окисла: это, с высокой долей вероятности, означает, что генератор дает лишнего энергии и аккум «кипит» из-за перезаряда.

Чтобы быть уверенным в пуске автомобиля, нужно периодически чистить клеммы и токовыводы. В случае спешки можно просто соскрести оксид при помощи ножа или затереть окислившиеся места наждачкой. Но лучше, конечно, не подвергать места передачи тока механическому воздействию и обработать клеммы водным раствором соды.

Перед очисткой нужно заглушить двигатель, вытащить ключ зажигания из замка и снять клеммы. Для того, чтобы случайно не закоротить аккумулятор ключом на корпус, первой снимается отрицательная клемма . Содовый состав готовится очень легко: столовая ложка соды на стакан воды. Полученной жидкостью при помощи зубной щетки счищается вся образовавшаяся коррозия сначала с верхней части клеммы, затем с нижней и внутренней контактной части. Глубокую коррозию можно убирать мелкой наждачной бумагой. После процедуры клеммы промываются горячей водой и просушиваются. Вместо содового раствора можно использовать минералку или кока-колу, но это уже для любителей использовать вещи не по назначению.

Чтобы избежать потерь электричества в ходе дальнейшей эксплуатации, нужно герметизировать место соединения . Для этой цели хорошо подойдут фетровые или войлочные кольца, которые для дополнительной эффективности можно пропитать маслом. Такие кольца, надетые на токовыводы, защитят клеммы от испарений кислоты. После плотного закрепления клемм, сверху их обрабатывают техническим вазелином, солидолом или специальной смазкой из отдела автоаксессуаров. Важно, чтобы масло или любая смазка не попали на место соединения клеммы и вывода, ведь смазочные материалы по природе своей диэлектрики (изоляторы).

Напоследок, обратим внимание, что деформация клемм и их неплотное затягивание, как и окисел ведут к потерям энергии. Так что, поврежденные клеммы нужно немедленно менять. Иначе совсем скоро придется поменять и АКБ вместе с бортовой электроникой.

Всем привет. Добро пожаловать на ! Сегодня поговорим о проблемах аккумулятора (АКБ), о том, почему окисляются клеммы АКБ, чем это чревато и как от этого избавиться.

Проблема окисляющихся клемм довольно распространенная среди автомобилистов, однако реагируют на нее все по-разному. Одни просто не обращают внимания, другие очищают окислившиеся клеммы тряпкой и дальше продолжают эксплуатировать свои авто. На самом деле, и те и другие не правы. Почему? Потому, что для решения проблемы окисления необходим комплексный подход и кардинальные меры, которые раз и навсегда решат вопрос окисления клемм.

Белый налет на клеммах аккумуляторной батареи - что это и откуда?

Начну, пожалуй, с того, чем грозит появление белого налета, а также окисления на аккумуляторных электродах и клеммах. Окисление неприятно тем, что ухудшается контакт между АКБ и бортовой электросетью, аккумулятор хуже и медленнее заряжается и более того, быстрее разряжается. Как вы понимаете, в один прекрасный момент вы можете просто оказаться в неприятной ситуации, когда аккумулятор полностью разрядится, и машина перестанет реагировать на ключ в замке зажигания. Второй неприятный момент заключается в том, что окисленные клеммы это, прежде всего, признак неисправности батареи. И, наконец, самое неприятное то, что длительная утечка электролита может обернуться дырой в кузове.

  1. Окисление клемм может свидетельствовать о неисправностях АКБ, таких, например, как утечка электролита. Довольно частой причиной утечки является перезаряд аккумулятора. Это может произойти, когда генератор или цепь зарядки аккумулятора неисправны. Также перезаряд возможен в случае несоблюдения правил зарядки аккумулятора от зарядного устройства.
  2. Замыкание в ячейках АКБ или неправильная плотность электролита. Любая из этих неисправностей может проявиться в виде белого налета на аккумуляторных клеммах.
  3. Нарушение герметичности корпуса АКБ. Нередко электролит проступает через щель между электродом и пластиковым корпусом. Такие щели образуются, как правило, в результате физического воздействия на электрод, например, когда вы сильно затягиваете гайку крепления клеммы или прилагаете большое усилия во время откручивания этой гайки. Случается, что щель между корпусом и электродом АКБ образуется в связи с естественным старением уплотнителей, а также пластикового корпуса аккумуляторной батареи.
  4. Плохой контакт между клеммой и электродом. Довольно часто приходится видеть, когда автовладельцы вместо надежного крепления клеммы просто накидывают их на электрод, в результате чего со временем происходит окисление. Также встречаются ситуации, когда поверхность клеммы и электрода загрязнены в результате из-за плохого контакта происходит окисление. Если проблема именно в контакте, решение данной проблемы довольно простое - необходимо очистить клеммы (щелка по металлу, наждачка), затем плотно одеть клемму и затянуть болт ее крепления.
  5. Проблемы с вентиляцией. Немногие знают о вентиляционных каналах, которые имеются в аккумуляторах, и еще меньше знают о том, что именно забитые вентиляционные отверстия могут стать причиной появления белого налета на клеммах АКБ. Отсутствие вентиляции приводит к повышению давления электролита, после чего вероятность утечки возрастает и при малейшей неплотности электролит вытекает.

Боремся с кислотным налетом на клеммах АКБ разными способами


Профилактика окисления клемм АКБ

1. Специальные средства. В продаже есть специальные аэрозольные препараты для защиты клемм (STROhim, Hi-Gear, SVITOL, Permatex и др.), а также консистентные смазки (Liqui Moly, Gunk и т. д.), которые выполняют ту же функцию и отличаются только способом нанесения.

2. "Дедовский способ". Масло и войлок - прекрасно защищали клеммы от подобных неприятностей на протяжении многих десятков лет. Принцип заключается в изготовлении промасленной прокладки, которую можно сделать из войлока. Круглое кольцо из войлока пропитывается густым маслом (солидолом, «Литолом», техническим вазелином, или "электрожиром"), после чего это кольцо одевается на электроды АКБ. Промасленная прокладка препятствует испарению электролита или попаданию его на аккумуляторные клеммы.

3. Фетровая шайба. Такие шайбы - аналог промасленной прокладки, поскольку принцип один и тот же. Фетровые шайбы одеваются на клеммы и защищают клеммы АКБ, а также электроды от окислов и кислотных испарений.

Примеси на контактах аккумулятора могут сократить срок его службы, а также могут вызывать потерю тока. Поддержание аккумуляторных контактов в чистоте не только продлит срок его жизни, но и сэкономит деньги.

Очистка контактов свинцово-кислотных аккумуляторов

  1. Откройте доступ к аккумулятору и оцените его состояние . Чтобы просмотреть или очистить аккумулятор, не нужно его извлекать полностью. Для комфортного доступа откройте капот автомобиля и найдите батарею. Проверьте её общее состояние. Если на нём видны трещины, вы должны его заменить. Если, кажется, всё в порядке, то продолжайте выполнение дальнейших действий.
  2. Оцените степень коррозии контактов . Пластиковые или резиновые колпачки с верхней стороны батареи снимите и уберите в сторону. Проверьте кабели и зажимы аккумулятора на износ или коррозию. Коррозия имеет вид белого порошкообразного налёта вокруг одного или обоих контактов батареи. Если повреждения от коррозии обширные, то следует полностью заменить клеммы и кабели, чтобы избежать будущих возможных неприятностей. Однако, если клеммы и кабели выглядят хорошо, и только слегка загрязнены, очистите их согласно инструкциям ниже.
  3. Отключите батарею автомобиля . Прежде чем начать, вы должны отключить аккумулятор . Для этого вам понадобится ключ, чтобы ослабить муфту клеммы. Отсоединяйте сначала «отрицательную» клемму, отмеченную символом – .

    Порядок очень важен! Только после отсоединения отрицательной клеммы можно отключать положительный зажим, отмеченный знаком + .

    Снять зажим может быть трудно, особенно, если они сильно проржавели. Возможно, для их отключения вам понадобится плоскогубцы. Если вы должны использовать любой металлический инструмент, необходимо действовать только пинцетом, но будьте осторожны, чтобы во время работы не прикоснуться к раме автомобиля (или другого металла).

  4. Приготовьте очиститель . Смешайте 2-3 чайные ложки пищевой соды с чайной ложкой (примерно) воды. Смешайте до состояния пасты.
  5. Нанесите смесь на контакты . Смажьте содовой пастой контакты аккумулятора . Будьте осторожны, – несмотря на то, что пищевая сода, сама по себе, довольно безопасна, следите чтобы она не попала на другие компоненты автомобиля. После нанесения содовой смеси, Вы увидите результат реакции с коррозией (начнёт пениться).

    Пасту можно нанести старой зубной щеткой , влажной тряпкой или даже рукой в перчатке.

  6. Удалите отложения . Если на контактах батареи образовалось много окислов, то их следует соскоблить механически. Для этого прекрасно подходит старых тупой нож. Как только Вы удалите самые большие отложения, используйте для удаления остальной части проволочную щетку (карчётка).
    • Существуют специальные щетки для «чистки контактов на аккумуляторе», которые можно приобрести в большинстве магазинов запчастей.
    • Во время чистки желательно использовать виниловые перчатки (те, которые для мытья посуды). Так Вы избежите контакта с потенциально едучими веществами.
  7. Промойте контакты на аккумуляторе . Когда сода перестанет пениться и батарее не останется больше слоя окислов, которые надо соскоблить, нужно «промыть» контакты. Используйте только очень небольшое количество воды.

    Будьте осторожны, содовая паста не должна попасть внутрь аккумулятора, так как сода может нейтрализовать кислоту и сократить срок службы батареи.

  8. Просушите контакты . Протрите контакты досуха чистой сухой тканью.
  9. Во избежание возникновения повторной коррозии . Нанесите на контакты немного водоотталкивающей смазки, такой как вазелин. Это поможет замедлить процесс коррозии.
  10. Установите клеммы обратно . Сначала подключите положительный зажим, то только потом отрицательный зажим. Затяните их, по мере необходимости, ключом. Верните на место пластиковые или резиновые защитные крышки клемм.

  11. Готово!

Очистка контактов щелочных батарей


Предупреждения:

  • Аккумулятор следует считать опасным устройством. При извлечении он выпускает газообразный водород, таким образом, они может быть взрывоопасным. Следовательно, не очищайте рядом с открытым огнем и избегайте возникновения искр.
  • Коррозия вокруг контактов аккумулятора может вызвать химический ожог, поэтому, будьте осторожны. Используйте перчатки и защиту глаз.
  • Батареи содержат сильные кислоты или щелочи, и то и другое может прожечь кожу и глаза. Никогда не пытайтесь открывать батарею.

Заряженный аккумулятор в автомобиле является гарантом быстрого пуска силовой установки и корректной работы всех электронных приборов в дороге. Энергия от АКБ передается с помощью двух свинцовых клемм, которые во время работы двигателя находятся под воздействием электротока. Этот металл в кислотной среде может подвергаться сильному окислению. Чтобы обеспечить надежное электрическое соединение, необходимо почистить клеммы аккумулятора.

Причины и последствия окисления

Проблема окисления контактов батареи известна каждому автолюбителю и особенно в период межсезонья. При появлении белого налета необходимо не только быстро провести очистку клемм аккумулятора, но и установить причину его образования. Наиболее распространенными причинами являются следующие:

  • Слабая затяжка крепежных болтов электроклемм.
  • Утечка электролита из батареи.

Именно первая причина встречается чаще всего. После установки на автомобиль АКБ, контакты необходимо зафиксировать с помощью болтов . Однако сильно затягивать их нельзя, чтобы не повредить зажимы или даже сам аккумулятор. Вторая причина становится все менее актуальной с появлением на рынке закрытых батарей. В них электролит находится в отдельной герметичной емкости и его утечка возможна только через несколько лет эксплуатации.

Некоторые автолюбители не считают окисление клемм серьезной проблемой. Когда они сталкиваются с проблемой запуска силовой установки, то даже не думают, что все дело как раз в окислившихся контактах. Необходимо помнить, что белый налет способен существенно снизить эффективность работы АКБ. Чтобы избежать проблем, владельцам автотранспортных средств необходимо регулярно проводить осмотр и при необходимости чистку клемм аккумулятора автомобиля.

Можно отметить два основных симптома сильного окисления контактов:

  • При включении зажигания стартер не срабатывает с первого раза либо коленвал проворачивается с большим усилием.
  • Свет габаритных огней и фар стал более тусклым.


В этих ситуациях в первую очередь необходимо проверить состояние зажимов батареи.

Чистка контактов

Этот вид работ должен выполняться при выключенной силовой установке. Сначала с помощью ключа необходимо ослабить винт «минусовой» клеммы и снять ее. Только после этого можно отключить положительный контакт. Перед началом процесса очистки стоит провести визуальный осмотр АКБ . Если были обнаружены дефекты, то батарею стоит сразу заменить.

Также желательно проверить и ведущие к клеммам проводники, с целью обнаружения на них следов физического износа. Чтобы защитить руки от агрессивных веществ, необходимо надеть резиновые перчатки. Если на зажимах находится толстый слой белого налета, то большая его часть удаляется с помощью наждачной бумаги либо металлической щетки.

Особенно тщательно необходимо очищать место соприкосновения клеммы и провода. Для удаления оставшихся окислов можно использовать раствор столовой соды (одна столовая ложка на 250 мл воды). Затем очищенная клемма должна быть промыта холодной водой и после этого вытирается насухо. Часто в интернете встречаются советы о возможности использования бензина для очистки контактов. Так поступать не стоит, ведь бензин способен повредить резиновые и пластмассовые детали.

Сегодня в продаже можно найти большое количество специальных средств, которые также можно использовать для чистки контактов. После завершения операции по удалению белого налета, контакты надеваются в обратной последовательности - сначала «минус», а затем положительный.

Способы профилактики

Любую проблему сложнее устранить, чем предпринять ряд мер для ее профилактики . Для защиты клемм аккумуляторных батарей можно использовать различные способы, отличающиеся эффективностью. Одним из старейших методов профилактики окисления контактов является моторное масло.

Сначала из фетра либо войлока вырезается кольцо нужного диаметра, а затем оно пропитывается маслом. Эта самодельная прокладка надевается на вывод батареи, а на нее крепится клемма. В результате промасленный материал замедляет процесс испарения электролита.


После очистки клемм, на них также можно наносить литол, вазелин и другие аналогичные вещества. Однако все они имеют определенные недостатки.

Например, солидол постепенно скатывается в маленькие комочки, а у вазелина низкая проводимость, и это негативно влияет на эффективность работы АКБ.

Лучше всего для профилактики окисления контактов использовать современные химические составы. Их можно приобрести в любом магазине автозапчастей. Эти средства способны эффективно защитить клеммы от окисления и тем самым увеличить срок эксплуатации батареи. Примером такого средства может стать смазка Presto. Она изготовлена на основе воска и проста в применении. Состав должен наноситься только на очищенную поверхность контактов и перед распылением, баллон необходимо встряхнуть.